Главная | Новости | Эпизодическая память и динамическое социальное взаимодействие у лиц с шизофренией

Новости

Эпизодическая память и динамическое социальное взаимодействие у лиц с шизофренией


То, как мы помним других людей, имеет решающее значение для социального функционирования. Когда мы сталкиваемся с кем-то на улице, мы легко вспоминаем яркие детали предыдущей встречи с этим человеком, но иногда возникает только смутное ощущение, что он/она выглядит знакомым, но, при этом, мы не воспроизводим конкретные детали. Степень, в которой мы помним детали предыдущих встреч, влияет на будущее социальное взаимодействие. Несмотря на то, что в ряде исследований у лиц с шизофренией уже изучались воспоминания и память о знакомстве, в большинстве работ внимание уделялось несоциальной эпизодической памяти. На данный момент мало что известно о том, как пациенты с шизофренией вспоминают социальную информацию в повседневной жизни и меняется ли социальная эпизодическая память на разных этапах болезни. 


Субъективный опыт памяти можно разделить на воспоминание (recollection) и знакомство (familiarity). Воспоминание включает эпизодическую память и сопровождается контекст-зависимой информацией, или другими деталями, которые были частью запомнившегося события. Знакомство включает в себя ощущение, что определённый стимул (человек, дом) знаком без сознательного воспоминания о событии, в котором ранее был встречен стимул. Воспоминание и память о знакомстве функционально отделимы, хотя остаётся неясным, поддерживаются ли они различными нейронными системами (например, гиппокамп для воспоминаний, периретинальная кора для памяти о знакомстве).


В новом исследовании J. Lee и коллеги изучали роль эпизодической памяти для динамического социального взаимодействия у пациентов с шизофренией в разных фазах болезни. Это первое исследование о роли эпизодической памяти для социальных взаимодействий, использующие мультмодальные, динамические социальные стимулы у лиц с шизофренией. В течение исследовании принимали участие как пробанды, так и участники контрольной группы:  51 пробанд с  клинически высоким риском развития психоза и 36 человек из контрольной группы; 80 пациентов с первым эпизодом шизофрении и 49 из контрольной группы, 50 пациентов с длительным течением шизофрении и 39 человек из контрольной группы.


В ходе исследования оценивалась общая социальная эпизодическая память, социальные воспоминания и память о знакомстве, а также социальный контекст памяти вместе с измерением социального интеллекта и функционирования в обществе. В результате исследования выяснилось, что пробанды проявляли ухудшение в социальных воспоминаниях, но не в памяти о знакомстве, что было стабильно во всех фазах болезни (т.е. присутствует до проявления психоза и слабо меняется по мере прогрессирования). Напротив, нарушение социального контекста памяти наблюдалось при первом эпизоде и хроническом течение шизофрении, но не в группе с клинически высоким риском развития психоза. Но стоит отметить, что социальный контекст памяти был связан с уровнем функционирования в обществе только у пациентов с длительным течением шизофрении.


Эти данные свидетельствуют о том, что нарушение воспоминаний может быть признаком уязвимости для шизофрении, тогда как нарушение социального контекста памяти может являться маркёром, связанным с самой болезнью. Кроме того, картина нарушения социальных воспоминаний, но не памяти о знакомстве предполагает, что у пациентов с шизофренией может быть разная картина нарушений эпизодической памяти для социальных и несоциальных стимулов. Так, по данным литературы у пациентов с шизофренией наблюдается непропорциональное нарушение социальных когнитивных задач по сравнению с несоциальными когнитивными задачами.


Источник: J. Lee et al. Episodic Memory for Dynamic Social Interaction Across Phase of Illness in Schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, sbx081, https://doi.org/10.1093/schbul/sbx081 Published: 06 July 2017

 



Тэги:

шизофрения (267) диагностика психических расстройств (5) эпизодическая память (1)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист