Главная | Новости | Психообразование улучшает комплаенс и исходы шизофрении без увеличения побочных эффектов

Новости

Психообразование улучшает комплаенс и исходы шизофрении без увеличения побочных эффектов


Поддерживающая терапия антипсихотиками для пациентов с шизофренией с повторными эпизодами, согласно многочисленным рекомендациям, должна продолжаться 5 лет. Однако, несмотря на антипсихотическое лечение, проводимое амбулаторно, у пациентов при этом могут возникать рецидивы из-за нарушения комплаенса (приверженности к лечению) или недостаточных доз препарата, применяемых психиатрами на практике.

 

В новом исследовании, проведенным J. Bäuml и коллегами, изучалось то, какое влияние может оказывать психообразование на лечение и качество жизни в целом. В исследовании принимал участие 41 пациент  с диагнозом шизофрения или шизоаффективное расстройство. Все пациенты в ходе работы были рандомизированы по 2 группам: в первой учёные мотивировали пациентов с помощью психообразовательного подхода принимать поддерживающую терапию по меньшей мере в дозе 300 единиц хлорпромазиноваго эквивалента (ЕХЭ) ежедневно, как это указано в клинических руководствах, в то время как во второй группе пациенты принимали стандартную терапию.

 

Одной из наиболее важных целей психообразовательной работы в первой группе было обучение пациентов делать успешный выбор в пользу лекарств с минимальным уровнем побочных эффектов в процессе поддерживающей терапии. Данная стратегия может быть реализована только в тесном контакте с пациентами, т.к. даже при лечении «атипичными» антипсихотиками отказ или замена препарата будет наблюдаться среди 75% пациентов в течение 18 месяцев. Помимо этого аспекта, улучшение комплаенса означает осознание пациентом более высокого риска возникновения побочных эффектов, особенно тардивной (поздней) дискинезии. Пациенты должны быть правильно обучены распознавать свои побочные эффекты во времени и адаптироваться к лечению в тесном контакте с психиатром. 

 

В этом контексте авторы работы поднимают два интересных вопроса: во-первых, может ли психообразование улучшить комплаенс и помочь мотивировать пациентов принимать достаточную дозу антипсихотиков в долгосрочной перспективе? Во-вторых, может ли психообразование помочь пациентам достаточно рано обнаружить побочные эффекты, чтобы предотвратить дальнейший вред с помощью коррекции терапии?

 

«Мы никогда не можем обещать полную гарантию того, что назначенное лекарство не причинит вреда, но мы должны гарантировать, что наши пациенты хорошо осведомлены о своем индивидуальном риске, и, что мы предоставляем им всю необходимую информацию для того, чтобы получить информированное согласие относительно способа их лечения», - считают авторы исследования.

 

В опубликованной в 2007 г. работе на эту же тему, J. Bäuml и коллеги уже ранее продемонстрировали, что уровень повторной госпитализации в группе пациентов, которым проводилось психообразование, составил 54%, в то время как в группе пациентов со стандартным лечением уровень регоспитализации составил 88%. Примерно та же зависимость наблюдалась и в выдаче больничных листов – 75 против 225 соответственно. В своей новой работе, помимо всего, авторы исследования сделали акцент на изучении распространённости двигательных побочных эффектов у этих же групп пациентов с помощью компьютерного кинематического анализа.

 

Результаты исследования показали, что коэффициент повторной госпитализации на одного пациента в течение 7-летнего наблюдения за данной выборкой составил 1,6 в группе с психообразовательными методиками и 3,0 в группе со стандартным лечением, а число дней, проведённых в больнице, в данный период составило74 дня и 243 дня соответственно. При этом у пациентов из первой группы наблюдались более высокие дозы антипсихотиков, чем у пациентов, получающих стандартное лечение, что, однако, не отразилось на развитии экстрапирамидной патологии, т.к. экспериментальные двигательные задачи не выявили значительных различий между двумя группами пациентов, за исключением коэффициента вариации пиковых скоростей во время повторного рисования круга, который показал склонность быть выше в группе со стандартным лечением, что указывает, по мнению авторов, лишь на повышение внутривидовой изменчивости двигательного аппарата, что также может быть связано с нейробиологическим базисом шизофрении. 

 

В заключение статьи приводится вывод о том, что психообразование улучшает приверженность и мотивирует пациентов принимать поддерживающую терапию в соответствии с клиническими рекомендациями. Более того, психообразование может привести к значительному улучшению долгосрочных результатов и снизить затраты на лечение, прежде всего, из-за уменьшения количества проведённых койка/дней в больнице, т.к. будучи лучше информированными, пациенты могут оказывать положительное влияние на своё лечение, что также может сказаться в долгосрочной перспективе и на уменьшении побочных эффектов. В связи с этим, как заключают авторы исследования, психообразование может быть рекомендовано в качестве важной части обычного лечения пациентов с шизофренией.

 

Однако стоит отметить также несколько слабых мест данного исследования. Во-первых, это малый размер выборки в обеих группах, а, во-вторых, отсутствие анализа проводимой терапии на протяжении почти всего срока (6,5 лет), т.к. проводимое лечение анализировалось только последние 6 месяцев. Дальнейшие исследования эффективности психообразования для пациентов с шизофренией должны будут превзойти данные ограничения. 

 

Источник: Josef Bäuml et al. Psychoeducation Improves Compliance and Outcome in Schizophrenia Without an Increase of Adverse Side Effects: A 7-Year Follow-up of the Munich PIP-Study. Schizophrenia Bulletin, Volume 42, Issue suppl_1, 1 July 2016, Pages S62–S70, https://doi.org/10.1093/schbul/sbw008

 



Тэги:

шизофрения (246) психообразование (8) психофармакотерапия (36)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист